krolyk (krolyk) wrote,
krolyk
krolyk

Category:

Автовпечатления

В виду того, что контора наша активно экономит деньги в кризис, квартиру в 5 минутах ходьбы от офиса в этом году решили больше не снимать. Меня поселили в маленькой квартирке с соседнем городишке, а чтобы я имел возможность добираться до офиса – дали возможность пользоваться машиной конторы. Из трёх машин мне выдали лучшую: Опель Зафиру (две другие - ФИАТы ;) Или, как говорят местные: Дзáфира (впечатления про саму машину вынес в отдельную запись).

Парковка

Самый сок, конечно, этот почти 5-метровый корабль парковать – а тут, напомню, не как в Киеве: парковочное место едва-едва шире легковушки, а при параллельной парковке зазоры между бамперами оставляют по 10 сантиметров (иногда меньше, см. фото). Раз пришлось разворачиваться в 9 или даже 11 приёмов ;)

Но я отвлёкся, рассказать хотел не про это. Как тут ездят! Если я на дороге держусь со скоростью “ограничение скорости плюс 10 км/ч”, то меня все обгоняют. Некоторые обгоняют со свистом, так пару дней назад мне навстречу выскочил белый М3 с карбоновой крышей: безумно ревя двигателем и вваливая хорошо за сотню, он метров за 15 до меня успел вскочить в свой ряд и полететь дальше. Двойная сплошная посреди улицы - вообще не вопрос, через неё ездят все. Нет, все понимают, что нельзя - но при этом все ездят; через двойную сплошную обгоняют без тени сомнения, поперёк двойной сплошной поворачивают налево, выезжаю откуда-то со двора или с парковки. Единственное отличие от нашего движения –  впрочем, весьма существенное – никто не мешает окружающим, не говоря уже про быкование и умышленное создание опасных ситуаций. Да, все поворачивают налево через двойную сплошную – но только пропустив машины в обоих направлениях, и никогда не выпрыгнут у кого-то перед носом только потому, что у него джип круче. То же касается любых других ситуаций: не мешать окружающим – тут самое главное правило. Кстати, из-за этого я за две недели не видел ни единой, даже самой мелкой, аварии.

Upd После двух недель тут видел первую аварию — классика местного “авось” :)
Один красавец выруливал с боковой улочки налево, через двойную сплошную поперёк трёх рядов. Другой участник ехал по левому ряду и мог банально не заметить героя из-за машин в других рядах (или, в свою очередь, провтыкал ;). В итоге две машины были заметно развалены, на асфальте разлита как минимум охлаждайка.
Ещё через две недели видел сбитый мопед, ИСЧХ сбил его Ауди ТТ – именно на них в подавляющем большинстве случаев гоняют местные гонщики на всю голову (примерный аналог у нас: турбированная Субару Импреца).

Езда на только что покрасневший жёлтый – вы бы видели. Не одна, а три-пять машин, причём разгоняясь как можно быстрее, в клинических случаях - объезжая по встречке уже остановившихся перед светофором “не спешащих” – т.о. шустро стартовать на только включившийся зелёный здесь очень небезопасно. Впрочем, это не так просто: перед зелёным сигналом жёлтый не показывают - после красного сразу зелёный.
Некоторое оправдание у проскакивающих есть: на некоторых перекрёстках зелёный включается поочерёдно на каждое из 4 направлений, что позволяет без проблем поворачивать налево – но, с другой стороны, под красным можно простоять минуты 3-4.

Интересно, что здесь народ не пользуется и не понимает сигналы типа “проезжай” – краткий морг дальним, “спасибо” – 2-3 морга аварийкой; если итальянцу моргнуть дальним, то он решит, что мешает тебе и будет пропускать – вместо того, чтобы ехать самому. Странно, потому как вся Европа отлично такие штуки понимает и использует: Германия, Голландия, Бельгия, Венгрия, где мне ещё довелось покататься за баранкой? :)

На автостраде формально ограничение 130, фактически столько едут в правом ряду, а слева пролетают... Ну, я-то вообще “стоял” сотню на своём автобусе, мне сложно сказать, но воздушной волной от какого-то большого джипа даже мою лодку раскачивало. Надо отметить, что это всё происходит и в горных районах, где дорога, мягко говоря, не прямая - но местные уже все повороты знают, потому... Ещё удивило то, что в поворотах мне приходится рулить “наружу” – т.е. дорога спрофилирована под высокие скорости, если не подруливать – машина скатывается внутрь поворота.
Правда, здесь очень грамотно расставлены дорожные знаки: если написано ограничение скорости или рекомендованная скорость прохождения поворота, то именно с такой скоростью поворот проходится без эксцессов, превышение +10 км/ч – уже машину вытаскивает наружу. +20 км/ч ездил только на пустой автостраде, когда есть возможность построить траекторию “вход-апекс-выход” поперёк обоих полос, используя всю ширину дороги – на обычной дороге такое закончится вылетом с дороги, о чём недвусмысленно намекают вмятины в отбойниках на выходе из буквально каждого поворота.
Единственная популярная тут глупость, на  3-полосных автострадах легковушки дружно торчат в среднем ряду; из-за этого и запрета обгонять справа дорога становится эквивалентна 2-полосной: типична ситуация, когда в средней полосе кто-то едет 120, а по левой полосе его до-о-олго кто-то обгоняет на 125 – правый ряд при этом вообще пустой.

В Италии помимо сети платных магистралей (автострада, номера дорог A..) есть сеть дорог попроще, которые называются super-strada (и имеют номера SS..) – но там 130 не полетаешь, особенно в горных районах (типичные ограничения 70 по холмам, 50 в населённых пунктах, а 90 только на ровных участках)

Минутка граммар-наци: вообще, итальянские слово autostrada всего-то обозначает автомагистраль, точно так же как немецкое autobahn или американские highway.

Самое же милое, что здесь едва ли не каждая дорога имеет своё название. К примеру, магистраль А1 с севера на юг страны (Милан-Парма-Флоренция-Рим-Неаполь) называется “автострада Солнца”; проходящая через наше село, идущая вдоль побережья А12 (Генуя-Ла Специя-Пиза-Ливорно-Рим), называется “лазурная автострада”; в самом крайнем случае дорога называется как “автострада Флоренция-море” (А11), когда фантазия уже явно исчерпана :) Но с этими названиями ты практически не сталкиваешься, передвигаясь по дорогам: на указателях фигурирую привычные нам названия крупных городов, через которые проходит дорога; названия магистралей можно увидеть на картах – но для навигации они не нужны. А вот термины типа tangenziale (итал. окружная) неплохо бы знать – они на указателях встречаются; попадаются также замечательные указатели типа ‘Direzione SI-FI’ (направление Сиена-Флоренция) – двухбуквенные коды провинций здесь в ходу, потому отлично известны всем итальянцам.
Но из всех правил есть исключения. Так, я в 100-километровой окрестности видел десятки указателей на некую загадочную Аурелию, которые показывали в самые разные стороны: складывалось впечатление, что она везде, куда не поедь! Истина оказалась недалека от этого: via Aurelia – одна из немногих дорог (номер SS1), на которую указатели ссылаются по имени; построена она была ещё во времена древнего Рима; один из отрезков этой дороги (Рим-Пиза-Генуя) проходит как раз через здешние места.

С другой стороны, есть не существующее пока у нас явление: старики. Они едут 30–40 км/ч вне зависимости от обстоятельств, только что стараются держаться правого ряда. Их не много, но в шустром потоке они заметно мешают; правда, ездят только преимущественно днём, когда я на работе.

Царапины на асфальте Перед пешеходными переходами и перекрёстками на дорогах часто делают набор царапин: шины заметно гудят при проезде этого места, чем привлекается внимание как водителя, так и пешехода. Дёшево и сердито - тем не менее, достаточно эффективно:

Местный колорит: пешеходы не выскакивают, как будто машины умеют останавливаться мгновенно – таких горячие итальянские водители уже всех передавили (см. выше: некоторые носятся по городу с неразумной скоростью). Т.о. с одной стороны пешеходов на переходах пропускают – но под колёса они не бросаются, по-моему – идеальная ситуация.
А ещё при равнозначном разъезде водители-мужчины пропускают водителей женщин ;)

Ещё одна мечта: разное количество рядов на перегонах между перекрёстками и перед самым светофором. Например, на улице из двух рядов метров за 100 до перекрёстка разметка исчезает, а перед самым перекрёстком нарисованы три ряда: налево, прямо и прямо-направо. Очевидно, что стоя под светофором можно держать меньший интервал между бортами – но вот у нас до такой фишки нигде не доросли (хотя по ПДД можно, просто нет традиции и, возможно, ГОСТы по организации движения устарели на полвека)

2-цветная Lancia YpsilonИнетерсен состав местного парка автомобилей. Во-первых, итальянцы любят местные автомобили (например, на этой фотографии три крайние машины – это ФИАТ (включая уродцев типа Multipla и Cubo), Лянча и Альфа-Ромео – итальянских машин в потоке до 30%. Кто не в курсе: ФИАТ – это итальянский volkswagen, самая простецкая народная машина; у Альфы имидж driver’s car, эдакой типа-спортивной машины; Лянча же – марка пригламуренная, со всякими модными штучками типа панели приборов посреди торпеды, светодиодных задних фонарей в виде тонких веритикальных полосок и двухцветной окраски кузова. Ещё здесь популярны французские машины, причём их не меньше итальянских; потом идут немцы (до 20%, из которых половина – это Форды и реже Опели; престижных Big Three заметно меньше – и строго поровну, в то время как у нас Audi заметно меньше Mercedes-ов и BMW). Только потом японцы с корейцами – всех вместе их не больше 10% общего количества машин.
Бросается в глаза более прагматичное отношение к машинам: они выбираются намного более практично, чётко под поставленную перед машиной задачу. Джипы – у тех, кто живёт высоко в горах и кому регулярно приходится месить говны (кстати, большинство джипов – короткобазные, что хорошо с т.з. проходимости, но пасофу меньше). Навалом мини и супер-мини (машин А- и В- классов), потому как с парковкой здесь местами очень жёстко, да и улочки узкие; огромное количество Смартов (которые удаётся парковать по 2 штуки на одно паркоместо), появляются Toyota IQ. Достаточно заметное количество семейных автомобилей (универсалы, мини-вэны и подобное). Существенно больше машин со спортивным оттенком – дороги здесь не идеальные, но существенно лучше наших; по той же причине кросс-оверы практически не встречаются. Ну и – дань мягкому климату – заметный процент кабриолетов и мотоциклов: их можно использовать круглый год.

Отдельная тема для удивления: половина всех авто – дизельные, включая супер-мини (и Смарты!), спортивные машины, кабриолеты, дорогие-пафосные Мерсы-БМВ – короче, где дизель ожидаешь увидеть меньше всего. Когда услышал рекламу дизельной Subaru Impreza – выпал в сухой осадок 8)  Двигатель больше 2,5 литров – почти наверняка дизель; конечно, при местных ценах на топливо оно более чем имеет смысл.
Больше того! Здесь весьма распространены автомобили на сжиженом газу, судя по рекламе – почти каждый европейский производитель предлагает такой вариант; естественно, с сохранением гарантии производителя и прочая-прочая. (Кстати, подавляющее большинство комплектов газового оборудования для бензиновых двигателей, которые устанавливаются у нас в стране – по крайней мере, из приличных-качественных – итальянские.) Городские автобусы щеголяют надписями "ездит на метане" (молчу уже про электро-автобусы на аккумуляторах в центре Флоренции). Ну и ограничения по въезду в центр некоторых городов для автомобилей со старыми двигателями, не удовлетворяющим современным экологическим нормам – чтобы препятствовать образованию смога.

По той же причине машины здесь эксплуатируют намного дольше, чем принято у нас (добить одну машину за 5 лет, потом взять следующую); тут машина возрастом 15-20 лет считается нормальной и ездит вполне себе бодрячком, их состояние не очень отличается от новых (конечно, здесь нету наших зим с посыпанием всего солью и вездесущей коррозией). А к совсем старым машинам существует, пожалуй, даже некое почтенное отношение: они здесь в идеальном, по нашим меркам, состоянии, не то что наши “вёдра с гайками”. Естественно, самая популярная марка из таких машин – старый FIAT 500, итальянский “народный автомобиль”, с которого началось проникновение автомобилей в обычные итальянские семьи; также встречаются их зарубежные эквиваленты:  британские Austin Mini, немецкие VW Beetle (Жуки), французские Citroën 2CV. Кстати, в СССР такой машиной был “горбатый” Запорожец (ЗАЗ-965), суть клон того самого ФИАТа:
FIAT 500 FIAT 500 Nuova FIAT 500 Giardiniera Citroën 2CV
На фото: FIAT 500, “новый” FIAT 500 Nuova рядом с Opel Zafira – сравните размеры машин!, универсал FIAT 500 Giardiniera, Citroën 2CV

FIAT 500 AbarthАбсолютные хиты на дорогах: новые ФИАТ 500, чуть реже Мини (тоже новые) и Альфа Мито (последние активно рекламируются со слоганом ‘Be Italian!’) – как видите, машины класса “мини”, плюс симпатичные, плюс толковые подвеска-моторы, чтобы можно было зажечь ;) Реже попадаются VW New Beetle (которые у нас практически отсутствуют из-за своей непрактичности: уж лучше Golf взять, картошку-то возить!).
Конечно, подавляющее большинство ФИАТов – в комплектации попроще, “заряженный” FIAT 500 Abarth (на фото слева) я видел лишь однажды. Опять же: для нашего человека “спортивный ФИАТ” – это оксюморон, такого просто не существует в природе; тут же прокачанные ФИАТы со скорпионом на бортах то и дело шмыгают в потоке.

Машины учеников Что особенно заметно на старых машинах:  небольшими царапинами бампера и даже вмятинами по кузову здесь особо не заморачиваются: паркуются очень плотно, потому нет-нет за поцарапают свою или соседнюю машину. Аналог нашего КАСКО здесь используется редко (и обычно для дорогих и эксклюзивных автомобилей), потому на такие повреждения обычно закрывают глаза. Даже пафосные Мерсы или БМВ-купе за 50 тысяч денег часто с царапинами по углам бампера – не ты, так тебя зацепят.
Буквой "пи" по местным обычаям обозначают... Нет, не тех, кого вы подумали - а водителей с небольшим опытом: P от principiante, начинающий (в Чехии они обозначаются začátečník).

Ещё интересны два прикола с автомобильными номерами. Первый: на номере сделано два синих поля по краям, левое из которых регламентирован Евросоюзом, а правое придумали себе итальянцы для симметрии; слева нарисованы 12 жёлтых звёздочек ЕС по кругу и буква-обозначение Италии (I), справа написан код провинции регистрации автомобиля (RO – Roma, MI – Milano, MS – Massa, SP – La Spezia, ecc) и – сюрприз! – кружок жёлтого цвета, строго напротив кружка из жёлтых звёздочек. У меня есть версия, зачем это сделано: для облегчения автоматического распознавания номеров всяческими камерами, ловящими за превышение скорости или контролирующими зоны ограниченного въезда. Иногда на этом кружочке есть наклейки с цифрами года регистрации.

Второй прикол: у итальянцев передние номера меньшего размера, чем задние. Более того, на многих тру-итальянских машинах “морда” сконструирована таким образом, что там можно прикрепить только маленький номер местного формата; очень по-итальянски ;)
И это касается не только остроносых супер-каров типа Мазерати, Феррари и Ламборгини – вон даже Лянча и Альфа-Ромео часто этим страдают:
Alfa 147 Alfa 159  Alfa Mito
Эх, Альфа 159, машина с идеальным внешним видом. Умом, конечно, понимаю – мне такой большой автомобиль нафиг не сдался – но красивая же, зараза!
Присмотритесь к Alfa Mito на бампере отлита выштамповка строго по формату итальянского номера. Что делать остальным – ваши проблемы. Это же итальянская машина, Be Italian! :)

Кстати, вынашивал планы взять на выходные Мини Купер в прокат и рвануть через горы из Лукки в Модену, сами понимаете куда, по той самой дороге, которая считается неофициальным тест-треком для Феррари. Так что бы вы думали? Ни в одном прокате их нету! Есть, правда, Альфы 147 или Мито, опять таки: Be Italian :)
Задумку, правда, придётся отложить: в горах ещё лежит снег, автострады-то расчищены, а вот на дорогах попроще возможны варианты.

BMW 330i Ещё здесь поразительно чисто – в крупных городах такая чистота, что автомобиль не нужно мыть месяцами, и при этом машина остаётся чистой. Кроме дисков передних колёс, на которых оседает чёрная пыль от тормозных колодок, чем агрессивнее ездить – тем эффект заметнее; на фото справа машина чёрного, самого маркого цвета, судя по засранности передних колёс не мыта пару месяцев (снимок сделан в Ла Специи; к слову: редкая здесь BMW 330i – большинство машин с объёмными двигателями – дизельные). Учтите, сейчас – зима, дожди идут едва ли не каждый день, потом на мокрую машину должна бы липнуть пыль… но не липнет – её просто нет! Аналогичная чистота и на автострадах: сколько доводилось ездить через заснеженные перевалы, внутри автострады всегда чистый асфальт, а в особо крутых поворотах даже специальное, более шершавое покрытие светло-серого цвета.
У нас в селе, конечно, всех дорог не дочистишься, а ездить между городишками приходится постоянно – потому пачкаешься быстрее; кто ездит по горам, где добывают мрамор, обращает на себя внимание машиной, покрытой белой пылью.
Это, конечно, не только тут: впервые я обратил на это внимание в Будапеште, аналогично в Праге, Дюссельдорфе и так далее по списку; думаю, во всех крупных европейских городах так.

Tags: auto, italia, voyage
Subscribe

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments