krolyk (krolyk) wrote,
krolyk
krolyk

Category:

Тур по северу Италии

В прошлом году мы на Рождество и Новый год ездили на юг, где потеплее – на Сицилию, в этом же году (в виду мягкой зимы) решили совершить обзорный тур по северной части Италии, закрыть белые пятна на карте. Время выбрали пораньше, за неделю до Рождества: с одной стороны, вся публика ещё на работе, гостиницы и прочие туристические аттракционы полупустые; с другой стороны – рождественские ярмарки уже вовсю работают, посмотреть которые и стало главной целью поездки. Ехать решили машиной из-за большей гибкости планирования.

В Генуе мы уже бывали, в Милане – пару раз целенаправленно, плюс несколько раз проездом, в Венеции – уже сбился со счёта. Итоговая программа получилась вот такой (разбивка по дням):

  1. Мраморный водопад у города Терни и обед (если успеем – дальше по дороге в Сполето), вечером – Сан Марино и ночёвка в Римини (они близко, 20 км)
  2. утром досматриваем Римини (если есть что смотреть), к обеду – Феррара, к вечеру – Падуя
  3. утром досматриваем Падую, к обеду едем в Больцано, крайняя северная точка поездки – Южный Тироль, сто лет тому было территорией Австрии – ночёвка в Тренто, чуть южнее
  4. утром досматриваем Тренто, едем в Верону, где селимся на два дня в гостинице со спа-центром и переводим дыхание
  5. смотрим Верону, если останется время и будет желание – ещё что-то рядом (Виченца?)
  6. едем на Турин, по дороге заезжаем в на обед и прогулку в Бергамо, вечером смотрим столицу Пьемонта
  7. утром досматриваем Турин, едем в Парму, по дороге заезжаем на пару часов в аутлет McArthur Glen в Серравале
  8. утром – Парма, потом – Реджо-Эмилия, (если успеем– Модена), на ночь едем к друзьям в регион Виареджо / Форте-дей-Марми
  9. утром тусим с друзьями, потом медленно едем домой, в Рим (если будет желание, то на полдороге заезжаем в спа-курорт и отдыхаем там)

По итогу все факультативные части программы были пропущены: и так впечатлений получилась уйма, устали ходить-гулять по разным городкам, так что всё перечисленное выше в скобках – пропустили. Плановый пробег: 2100 км, на карте маршрут выглядит вот так:

По маршруту предполагалось максимально избегать автострад: ездить по ним быстро, но с них страну не посмотришь; да и денег дерут немало (около 10€ за 100 км пробега) Первые пять дней на автострады не выезжал, 6—8 дни без автострад мы бы не проехали, некуда деваться (отдали 65€ только за дороги), маршрут 9-го дня уже изучен вдоль и поперёк. Бензин традиционно ищем подешевле на PrezziBenzina: три бака я залил по цене 1,595-1,599€ (при том, что в Риме меньше 1,68-1,7€ просто не найти) – 3×70=210€. Средний расход до автострад 6,4 л на 100 км, всего – 6,8; фактический пробег: 2200 км.

Собирался перед поездкой перетрусить подвеску в машине: стучало со всех сторон; после осмотра на СТО приговорили под замену все 4 стойки со всеми потрохами – но сделать всё перед выездом не успел, при заказе потеряли задние стойки, пришлось дозаказывать отдельно. Старые амортизаторы на холодную поскрипывали на ямках – прямо как телега – но обратно добрались без проблем. Плюс пищал-просился ремень навесного оборудования двигателя – тоже не критично.


День 1

План на первый день: добраться до Римини и Сан Марино (они близко друг к другу, между ними около 20 км), потому промежуточная остановка – где-то в Умбрии на полдороги.
Ассизи и Терни мы посмотрели раньше, когда ездили туда на один день. Перуджа? – там много смотреть, можно застрять надолго. Сполето? – хорошее место для обеда, но показалось мало! Так в план попал Мраморный водопад у города Терни – это удивительное строение с регулируемым сбросом воды было построено ещё во времена Древнего Рима. Учтите, что сброс воды осуществляется по расписанию, которое доступно на сайте.

Поездка началась как обычно в выходной: пока проснулись, пока собрались, пока заехали попить кофе… выехали из города часов в 11, что ли. Чтобы не ехать по платной автостраде, я выбрал дорогу SS4 via Salaria – как и многие дороги в Италии, она построена поверх древней римской дороги, потому кроме номера имеет также своё имя (после Саларии мы ехали по дороге Фламиния, а возвращались по дороге Аурелия. Короче, к водопаду приехали примерно к часу дня, где выяснились забавные нюансы: на сайте есть расписание сброса воды, т.е. когда сам поток можно увидеть. Но вот собственно парковая зона для осмотра водопада закрывается на обед, причём с часу до трёх. В окрестностях парка есть куча ресторанов, явно в расчёте на огромный приток туристов – но по причине низкого сезона всё-всё закрыто. Так что мы обошли прогулочную зону за забором, посмотрели на каскады водопада – вокруг всё в тумане от мелких капель воды:

Летом там открыты тропы для пеших маршрутов разной степени сложности, заповедный парк и прочие развлечения – а зимой там грустновато. Водопад симпатичный, но вряд ли стоит специальной поездки; разве что по дороге заехать – как сделали мы.

В свете того, что в Италии нельзя пропускать обеденное время – рискуете оказаться голодными – решили не ехать в Сполето, а пообедать в ближайшем городке, Терни.
Дальше по широкой дороге SS3bis Orte-Terni-Perugia-Ravenna класса super strada (центральный разделитель, по две полосы в каждом направлении, разрешённая скорость 100-110 км/ч) двинули в сторону Сан Марино. Поворот с этой замечательной дороги на Сан Марино вводит в ступор: узенькие дорожки, серпантины, страшно ехать 30 км/ч! После стабильной скорости за сотню, следующие 10 км проезжаем за полчаса (!) – дальше дорога улучшается.

Сан Марино – это небольшое государство внутри итальянской территории, расположенное на одном холме – подножья которого начинаются практически от уровня моря, а замок в самой высокой точке страны находится на высоте ок. 600 метров н.у.м. Сан Марино ужасно гордится тем, что они – республика, а не какое-то там княжество вроде Монако. Ещё у них отличается от Италии система налогообложения – потому туда принято ездить за покупками, которые должны бы быть дешевле – и разрешений на продажу оружия – потому там продаётся чёртова уйма всяких ножей, электрошокеров, пневматических стрелялок и прочая. Ещё здесь много сувенирных лавок, которые помимо стандартного набора предлагают ещё монеты и марки выпуска этого небольшого государства.
Тут мы встретили первую рождественскую ярмарку. Центр старого города украшен наряженными ёлками и большим количеством иллюминаций. Запомнилось, что все улицы идут или вверх или вниз – рельеф там суровый, есть канатная дорога для подъёма на вершину, поближе к замку.

На утро жена протестировала местный торговый центр, цены в котором оказались совсем не такими сладкими, как ожидалось – очевидно, 20% (размер итальянского НДС) оседает в карманах предприимчивых владельцев из Сан Марино, разницы с итальянскими ценами практически нет (машину заправил там, но потом дважды заправлялся в ту же цену на итальянской территории – см. выше про “разница оседает”)
Также из-за тумана мы пролетели со знаменитым видом на окрестности с 600-метровой высоты от старого замка – зима, погода капризничает.

Про Римини и рассказывать особо нечего: оно и понятно, это такая себе итальянская Ялта, огромный курорт – закономерно, что зимой население уменьшается вдесятеро, город выглядит пустынным, смотреть там нечего, делать – тоже. Зато гостиницу я нашёл за 26€ за ночь – три звезды, все удобства, через дорогу от моря… хороший вариант для летнего отдыха! зимой демпингуют :)  Кстати, сотрудница была из экс-СССР, говорила по-русски, что типично для этих мест: в Римини летает много чартеров из России, “отдых на море в Италии” для большинства русских означает именно окрестности Римини.


День 2

Утром прогулялись ещё раз по пустынному центру Римини: местная молодёжь отсыпалась после вчерашней гулянки (аж целых человек сто! видели их в центре вечером у нескольких баров), так что утром кафешки на 90% были заполнены пенсионерами. Посмотрели на древнеримский мост через реку, которая давно уже изменила своё русло, потому под мост завели канал – а то мост посреди суши выглядит глуповато :) Неподалёку находится груда камней под гордым названием “арка Августа” – после Рима такие руины воспринимаются с улыбкой. Впрочем, Римини в древние времена был сравнительно значительным городом (только назывался Ариминум), сюда приходила дорога Фламиния из Рима и отсюда начиналась дорога Эмилия в Плацентию (сейчас: Пьяченца), вдоль которой выросли города Форли, Болонья, Модена, Реджо, Парма, Пьяченца – считайте, вся современная провинция Эмилия Романа.
Ещё в Римини есть крепость относительно поздней постройки, несколько церквей… короче: курорт, смотреть и делать там нечего, ехать разве что к морю. Зимой там пусто и грустно, рождественская ярмарка едва покрывает одну площадь в пешеходном центре – даже в Сан Марино размах больше.

Наш же маршрут лежал в сторону от дороги Эмилии – по супер-страде SS16 мимо Равенны в Феррару. Это стало первых сюрпризом нашей поездки: город с богатым средневековым центром отличной сохранности (включая крепостную стену, ров, ворота в город со всех сторон), при этом – мизерное количество туристов (кажется, ни единого не-итальянского туриста не встретили; заезжие работяги из Африки, Индии и Украины не считаются) – вот что значит “находится в стороне от основных путей”.

В городе огромные рождественские ярмарки, которые занимают несколько кварталов старого пешеходного центра.

Tags: italia, r50, voyage
Subscribe

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments