krolyk (krolyk) wrote,
krolyk
krolyk

Categories:

Вылазка на вулкан

В прошлую субботу в Риме была запланирована крупная манифестация и все ожидали массовые беспорядки (СМИ по всему миру писали о результатах: до 30 тысяч участников, минимум 8 полицейский ранены, минимум 6 демонстрантов арестовано и так далее) – мы же ни разу не хотели участвовать в подобном представлении, потому решили свалить из города на денёк. Самое интересное направление для дневной вылазки в этот раз оказалось Неаполем, а точнее: действующий вулкан Везувий (последнее крупное извержение было в 1944 году)

Это весьма популярная достопримечательность, добраться туда несложно общественным транспортом – что и было проделано.
До Неаполя телепортировались поездом, причём вариантов там уйма: сообщение между первым и третьим по величине городами Италии очень оживлённое. Если покупаете билет заранее, то можно успеть схватить билет на скоростной экспресс (FrecciaRossa) от 9€ (поездка занимает 1 час 5 мин, мы так ездили в Неаполь в прошлый раз), но мы на такую шару опоздали: полная цена билета 43€, но обычно можно взять чуть дешевле за 29—39€. Кроме скоростных есть ещё скорые экспрессы (FrecciaBianca – мои любимые наклоняющиеся поезда, в дороге 1ч 45м) и обычные поезда (InterCity, 2 часа в пути, есть ещё электрички, которые останавливаются под каждым столбом и в пути часа 4, но это вариант для экстремалов). Нюанс в том, что первый скоростной рано утром уходит в 7:30 и приходит на место в 8:30, а обычный поезд – уходит в 6:40 и прибывает, соответственно, всего на 10 минут позже скоростного. Так что если для вас не проблема проснуться рано, добрести до вокзала, погрузиться в поезд и досыпать там – зачем платить больше? Аналогично про возвращение вечером: после активного дня, есть ли разница, вернётесь вы в Рим в 10 или 11 вечера? Всё равно дорога одна: домой и в кроватку, отдыхать :)
Итого, взял билеты туда-обратно на обычный InterCity, причём по акции “в субботу – 2 билета по цене одного ” по 24,5€ в каждом направлении, итого: 49€ на двоих, туда-обратно.

С поездами нам в это раз повезло: в ту сторону наш вагон оказался из состава экспресса FrecciaBianca – единственный среди обычных вагонов InterCity; прелесть нашего вагона в более удобных креслах, столиках и наличии электрических розеток. Впрочем, без приколов в итальянском стиле не обошлось: поезд наш (всего 4 или 5 вагонов) стоял на одном пути с другим составом, куда более длинным, потому для посадки надо было прогуляться в самый конец платформы. Об этом неудобстве объявляли по громкой связи по станции, но только на итальянском языке; что делать туристам, которые наши нужный путь, нужный вагон поезда, а он потом никуда не уехал? – не знаю, привыкайте, вы в Италии :)

Назад мы ехали на таком себе эксклюзиве-антиквариате: поезде FrecciaBianca первого поколения, родом из 80-х (и соответствующего дизайна) – плюс нам попался вагон первого класса (хотя билеты-то брались во второй). Система наклона в этих старых поездах уже давным-давно отключена, потому что гироскопы (британские, авиационные!) уже давно не выпускаются, заменить нечем – вот и поставили эти поезда доживать свой век на второстепенные маршруты вместо обычных составов. Впрочем, это не мешает им ломаться и сейчас, наша прошлая поездка в Неаполь была омрачена именно таким фактом: старая колымага такой же модели пришла своим ходом в Неаполь, в неё погрузились пару тысяч человек, и где-то через полчасика после времени отправления по расписанию, всё ещё стоя на станции Неаполя, нам объявили: дальше поезд не поедет. Что делать? В течение часа объявили, что пассажиров поезда довезут до Рима автобусами, но где их искать? когда будут? – не ясно, мы, по крайней мере, автобусы найти не смогли. Вернулись в Рим попутным ночным поездом до Милана, причём полдороги сидели на откидных креслах в коридоре – ибо на борту там была плюс тыща человек, тесновато…
В этот раз старушка не подвела, доехали без приключений.

Кстати, на вокзалах Рима и Неаполя недавно открыли кафешки сети VyTA с претензией на крутую выпечку, где владельцам карты постоянного клиента итальянских ж/д CartaFreccia к каждому напитку предлагается бесплатный кофе или бутылка воды – так что можно заплатить за один кофе, но получить два; ЧСХ в Риме про карту верят на слово, в Неаполе попросили предъявить и чуть ли не на зуб проверяли ;)



Вид на везувий из Эрколано; обратите внимание на характерную форму вершины – со стороны она кажется совсем плоской, на самом деле там перепад высоты примерно 100 м и около 700 м в ширину. Позже нам предстоит пройти это расстояние пешком.

Дальше нужно ехать до Эрколано (или Гераклинума, если переводить с исходного греческого названия) на CircumVesivuana, местной узкоколейной ж/д, некий гибрид метро и электрички, курсирует к югу от Неаполя (вокруг Везувия – как и гласит название) – станция Napoli Garibaldi находится у той же площади Гарибальди, куда выходит центральный вокзал города Napoli Centrale, между станциями есть прямые подземные переходы, следите за указателями. Билет можно взять туда-обратно, до Эрколано обошлось 7€ за двоих.
От станции до раскопок Гераклинума около 500 метров, несложно пройти пешком; входной билет стоит 11€ с человека, плюс обязательно возьмите аудио-гид (за 6,5€) – иначе вы увидите там только груду развалин:

Общий вид на зону раскопок, участок примерно 300х300 метров; на фоне – современный город Эрколано, построенный поверх вулканического пепла, похоронившего античный Гераклинум.

Тактической ошибкой было бы ехать в Помпеи – электричка туда идёт вдвое дольше (40 минут против 20), до вершины Везувия оттуда ехать дальше (30 км против 10, соответственно, дороже), площадь раскопок намного обширней (т.е. ходить пешком придётся дальше), туристов на порядок больше (все слышали про Помпеи, а про второй городок мало кто знает), но самое главное: сохранность древних построек заметно хуже. Во время извержения Везувия в 79 г. н.э. Гераклинум, который находится прямо у подножья горы, быстро накрыло облаком ядовитых раскалённых газов (все умерли), а потом относительно плавно и равномерно закидало лёгким (но раскалённым) вулканическим пеплом – в результате сохранилось достаточно много построек в несколько этажей (до трёх-четырёх! тогда как в Помпеях есть ровно одна вилла с сохранившимся вторым этажом), а также местами сохранились деревянные элементы конструкций (в виде древесного угля, естетвенно; недавно нашли остов лодки больше 10 метров в длину – сейчас реставрируют). Помпеи же находятся подальше от горы, потому город был уничтожен потоком лавы – который хоть и законсервировал большую часть города, всё же изрядно его попортил.

Чтобы вам было понятно, что такое “погребено под слоем вулканического пепла” – вот отличная иллюстрация:

Где зелёная трава внизу, в античные времена был берег моря, постройки слева от него – ангары для лодок; справа – слой того самого пепла, высотой с пятиэтажный дом, современная линия берега находится на 400 метров дальше – вот сколько пепла накидало! В левой части фото, внизу, примерно на уровне травы, видны фигуры людей – это вам для масштаба. Теперь представьте себе, что значит “раскопки” в этом контексте.

Однако! про зону раскопок Гераклинума у меня получилось аж 40 фотографий, сделаю отдельную запись с ними.


От станции Эрколано к вершине вулкана курсируют микроавтобусы Vesuvio Express, билеты по 10€ на человека (туда и обратно), вас отвезут до парковки у входа в национальный парк Везувий, входные билеты обойдутся ещё в 10€ на человека. Теоретически, на вершине у вас полтора часа времени и вы должны вернуться вместе со своей группой – но как они проверяют это обстоятельство, мне не ясно. Положа руку на сердце, делать там на вершине особо нечего: полутора часов с головой достаточно, чтобы пройти по тропе к вершине кратера и обойти вокруг него.

Но самое интересное в этой поездке – не собственно факт доставки вас на вершину горы, а процесс поездки по узенькой горной дорожке с водителем горячих южных кровей за баранкой. Знаки ограничения скорости 30-50 км/ч обычно проходились на скоростях до 80 км/ч (вверх на гору!), прохождение всех поворотов под свист резины, обгоны в закрытых поворотах (эти туристы едут так медленно!) и расхождение со встречными автобусами в считанных сантиметрах без особого снижения скорости. С нами в микробусе ехала группа британцев, их шумный коллективный выдох “О-о-о!”  в момент встречного разъезда со встречным полутораэтажным автобусом, водитель прокомментировал “Э-э! Ноу проблем! Окей?” и добавил ещё газу. ЧСХ, комментировал он повернувшись вполоборота к британцам,  держа руль одной рукой – конечно же, настоящие итальянские джигиты не пристёгиваются.
Короче, это такие себе американские горки; всего десятка за 10 минут такого развлечения? – шара!
Вниз, кстати, нас вёз намного более флегматичный водитель: обгонов в слепых поворотах не было; правда, повороты под писк шин  - присутствовали (хорошо, хоть не в каждой шпильке)

От паркинга (и входа в заповедник) на вершину идти примерно 900 метров, набор высоты – около 170 метров, вот план маршрута:
  

Единственная сложность в том, что идти надо по сыпучей вулканической породе; дорожка укреплена от осыпаний, где нужно расставлены деревянные ограждения, местами установлены скамейки для отдыха. Начинается тропа с серпантина, где вы быстро набираете высоту (первые 60 метров) – картинка очень быстро меняется: после подъёма выше уровня деревьев вокруг открываются панорамные виды на долины и город Неаполь у берега моря:

Серая полоса в правой части фото под зелёной горой – это поле застывшей лавы от последнего крупного извержения Везувия в 1944 году, размеры лавового поля впечатляют:

Соседние вершины:

Везувий находится у самого моря, а вглубь полуострова уходит целый горный массив:

Кратер Везувия поражает своими размерами, примерно 500 метров в ширину и около 100 метров в глубину:

Крупным планом вулканическая порода часто выглядит очень причудливо – понятно, что это застывшая когда-то расплавленная лава.
Тут же на вершине продаются в изобилии сувениры, вырезанные из вулканической породы.

Местами внутри кратера можно увидеть клубы пара – не похоже на дым из глубин планеты, но выглядит внушающе:
 
Вот увеличенный фрагмент предыдущего фото, небольшие штрихи на фоне неба – любопытствующие туристы, заглядывающие внутрь кратера. Опять таки, представьте себе масштаб:

Вот это же место с другого ракурса:

…подходим ещё ближе:

С вершины открываются удивительные виды на окружающие долины, особенно живописны поселения на берегу Неаполитанского залива (у правого края кадра виден остров Капри):

Неаполь, одноимённый залив, пригороды, остров Искья у горизонта:

Общее впечатление от посещения Везувия? Умеренно интересно, неплохой вариант для прогулки на полдня, должно быть интересно тем, кто ни разу не видел вулканов – но после Этны выглядит не очень внушительно. Везувий весьма невелик, даже на вершине виднеются островки зелени – местами трава растёт буквально на камнях – да и линия растительности сверху видна очень хорошо, буквально несколько сотен метров вниз. На Этне же поражают именно огромные – сколько взгляда хватает – безжизненные пейзажи, заполненные только чёрными вулканическими породами и ничем кроме, выглядит как другая планета!
Если вы только планируете свой маршрут, то лучше начать с Везувия, а потом уже ехать на Этну.


Рассказ о поездке в Неаполь был бы неполным, без дегустации местной кухни: настоящей неаполитанской пиццы и местных сладостей. Естественно, нужно отойти в сторону от проторённой туристической тропы – там готовят не ахти как, поток туристов никогда не оскудеет, а в нюансах неаполитанской кухни они не разбираются… Хороший ориентир: идите туда, где много местных.
А потом закажите пиццу на вынос – сэкономите ещё пару евро; когда тепло и светит солнце вполне можно перекусить, сидя где-нибудь на лавочке :)

Неаполитанская пицца (pizza napolitana) отличается от типичной итальянской: вместо тонкого и сухого коржа с хрустящими краями, на родине пиццы её готовят с мягким коржом – потому съесть пиццу надо обязательно горячей, пока она не остыла и не размокла. Хороший способ опробовать качество пиццы в новом месте – заказать “времена года” (quattro staggioni), на ней корж разделён на 4 части и выложены 4 комплекта начинок:

В Неаполе все в один голос рекомендуют идти в традиционную пиццерию Da Michele – действительно, пицца там очень вкусная. Но учтите, там готовят только два традиционных варианта: красная Маргарита (томатная паста, моцарелла и базилик) и белая Маринара (моцарелла, чеснок и орегано). Единственная допустимая вариация – пицца с двойной моцареллой!

После пиццы обязательно найдите приличную кондитерскую, закажите кофе – он тут действительно вкуснее и крепче, чем в даже Риме! – и что-то из местных сладостей. Вот, например, ромовая бабá со взбитыми сливками и свежей земляникой – и это в конце октября!

Так мы завершили тёплый осенний выходной день – днём было +25°С – и побрели на вокзал, возвращаться домой.
Согласитесь, получилось намного интересней, чем скрываться от агрессивных демонстрантов :)


Ну и последнее, в рубрике Italian WTF – приметили такое объявление на стенах и заборах – курсы русского языка от ассоциации “Максим Горки” (Италия-СССР):

Tags: foto, italia, voyage
Subscribe

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments