krolyk (krolyk) wrote,
krolyk
krolyk

Category:

Дорога, которая ведёт в Рим

За годы в Италии мне не раз и не два доводилось ездить из своего городка (Каррары) в столицу Италии, Рим – самолётом, поездом, машиной. В этом августе я впервые съездил в Рим на своём автомобиле и, кроме интересных мест по дороге, ознакомился также с римским траффиком (со скидкой на феррагосту: период в середине августа, когда подавляющее большинство итальянцев уезжают в отпуск, а города остаются полупустыми: на 90% людей улицах – это туристы).

Ехать в Рим можно как по автострадам (так предлагают навигаторы и прочие Гугл-карты) через Флоренцию, холмы Тосканы и Умбрии – пейзажи там очень живописные. Однако, автострада Солнца А1 подходит к Риму с северо-востока, а большинство моих пунктов прибытия были на юго-западе Вечного города; международный аэропорт Фьюмичино – тот и вовсе расположен в 15 км западнее Рима. Да, вокруг города проложена кольцевая автомагистраль (GRA), но пробки там – явление нормальное, потому надёжно рассчитать время проезда по ней не получается, что не очень приятно, когда надо успеть к отправлению самолёта.
В этой связи более оптимальным видится вариант “ехать вдоль моря”, до Ливорно и после Чивитавекьи – по автострадам, и между ними примерно 200 км по дорогам попроще – зато бесплатным. Разница по дистанции (вдоль моря – ближе) компенсируется более низкой скоростью, время поездки получается примерно одинаковым по сравнению с более длинным маршрутом по магистралям; а из-за меньшей скорости расход бензина поменьше: сплошная экономия!

На фотографии запечатлён участок магистрали, где ведётся ремонт: об этом говорит жёлтая разметка, полосы движения заужены. Скорость на таких участках обычно ограничена 80-90 км/ч, но местные водители смело едут 130, как обычно на автостраде; чётко соблюдают ограничения гости с севера Европы (немцы и голландцы, которых на лето приезжает множество) да братья-славяне – которым просто страшно ехать так быстро по узкой полосе ;)
Ну а местные даже поговорку придумали по этому поводу: дескать, там пролезет даже пьяный лётчик на горящем вертолёте (passa un’elicotero in fiamme con un pilota ubriaco)

Если вы совсем не спешите или хотите сэкономить ещё парочку евриков, то можно объехать почти все платные участки, хоть местами это и нетривиально. Автострада A12 от Каррары до Россиньяно (сразу за Ливорно) обойдётся в 9,9€; альтернатива: ехать всё время по дороге SS1 Aurelia (я уже упоминал раньше, что некоторые дороги в Италии, проложенные ещё во времена Древнего Рима, называют по именам, причём название дороги может встречаться на дорожных указателях, как название города)
Предупреждаю, что местная дорога ведёт через городки и сёла, скорость там ограничена 50 км/ч в населённых пунктах и часто 70 км/ч за их пределами (участков 90 км/ч совсем мало), потому на дорогу от Каррары до Ливорно может легко уйти часа полтора-два, при том что по магистрали можно доехать за час (аналогично и от Рима до Чивитавеккьи).

От самой Каррары дорога хорошо известна и объезжена сотни раз: Масса с замком на холме, мимо Форте-дей-Марми (место паломничества “новых русских”) и Виареджо (известного своим карнавальным шествием). Дальше начинается небольшой участок супер-страды: улучшенная автодорога по-итальянски, по две полосы в каждую сторону, встречные потоки разделены, только ширина поменьше автострады, и нет широченной асфальтированной обочины справа. Впрочем, хорошей дороги там всего километров 20, дальше попадаем в пригороды Пизы (где кроме архитектурного ансамбля с падающей башней смотреть нечего): снова двухполоска и городки один за другим. После пригородов Пизы есть буквально два-три участка 90 км/ч, после чего начинаются пригороды Ливорно; примечательны, разве что виды, на огромный нефтеперерабатывающий комбинат и морской порт.

Ливорно показался достаточно интересным городом: он развивался последние 500 лет, после того как море ушло от Пизы и она потеряла своё стратегическое значение; Л. был наибольшим портом Тосканы и развился в крупный по тогдашним меркам город силами одной из правящих флорентийских династий – Медичи. В Ливорно были построены каналы и гавани, крепости и дворцы. В виду того, что город был свободным портом (porto franco), здесь укрывались беженцы из разных стран: протестанты из Германии и Голландии, мусульмане из Испании, евреи со всей Европы – крупные общины оставили после себя целые кварталы с очень нетипичными для Италии постройками (вроде синагоги или протестантской церкви). Короче: сюда стоит наведаться ещё и осмотреться более предметно, тем более что туда ходит уйма прямых электричек.

После Ливорно дорога напоминает, что ты – в Италии: невысокие горы здесь спускаются прямо в море, хоть особых серпантинов нету – но баранку приходится крутить усиленно, при этом стараясь не засматриваться на природные красоты по обе стороны: горы и море прекрасны! Вдоль дороги построено неимоверное количество ресторанчиков с панорамным видом, желающих трапезничать с видом на море очень много. Во время обеда и ужина дорога обильно заставлена машинами и мотороллерами – естественно, даже за пределами небольших парковок, прямо на узенькой обочине извилистой горной дороги.
Опять таки, сложный участок здесь не очень длинный, через километров 20 горы заканчиваются и дорога приходит к Россиньяно (Rossignano Maritimo) – с другой стороны к ней подходит автострада А12. Дальше автострады вдоль моря нет, и ближайшие 100 км до Гросетто всем приходится ехать по SS1, реконструированной до супер-страды (два разделённых направления по две полосы) – но с заметно поношенным покрытием, в правой полосе то и дело  попадается просевший асфальт – впрочем, ям в нашем понимании там нет. Ограничение скорости: 110 км/ч.

Дорога проходит мимо нескольких археологических достопримечательностей с раскопками древних поселений, вплоть до цивилизации этрусков до-римских времён: если вам интересна древняя история – уточните, где они находятся и внесите в свой навигатор. Хоть с дороги на них и ведут указатели на коричневом фоне (достопримечательности), один указатель легко можно пропустить – а если вы проскочите свой выезд, то до ближайшего разворота придётся ехать километров 10-15.

Район Гроссето в итальянских путеводителях значится как “местный Дикий Запад” – между индустриальными и густозаселёнными регионами Ливорно на севере и Рима на юге, здесь расположился тихий сельскохозяйственный регион. Здесь замечательные побережья – от Чечины (где недавно построили аквапарк) до расположенной в бухте с песчаными пляжами Фоллоники (где есть другой аквапарк) – через пролив от острова Эльба. Сам городок Гроссето подстать: делать там практически нечего – если вы уже привыкли к итальянским городкам, в каждом из которых есть средневековая центральная часть, сколько-то памятников, церквей и прочая.

Дальше дорога становится попроще: хоть встречные потоки разделены забором (ночью можно ехать на дальнем и не слепить встречных), но на длинных участках всего по одной полосе в каждом направлении, местами появляются отрезки для обгона с двумя полосами, в других местах вторая полоса используется для поворота налево поперёк встречного потока (на отрезке до Гроссето все левые повороты сделаны в виде путепроводов). Впрочем, ехать по такой дороге можно достаточно быстро: средняя скорость практически равна максимально разрешённой на этом участке (100 км/ч в Тоскане и 90 км/ч в Лацио – не знаю, почему так, дорога-то одна и та же :)

После Гроссето дорога проходит мимо заповедника Маремма и Орбетелло – существующего ещё с древних времён городка, расположенного на естественном перешейке, почти соединяющим остров с материком. Конечно, перешеек был укреплён и дополнен дамбой, чтобы проложить по нему дорогу – так местные жители оказались прямо посредине уникального водоёма, отделённого от моря двумя другими перешейками (см. карту) – уникальное место! Там разводят самую разную рыбу, даже угрей – которые долго считались основным продуктом местного производства. Естественно, здесь в окрестностях организовано огромное количество мест отдыха на любой кошелёк: от кемпингов до 5* гостиниц. Природа тут действительно удивительная, а народу заметно меньше, чем на популярном побережье на севере Тосканы (Виареджо и окрестности). Со стороны моря за островом находится островок Джильо, где бравый итальянский капитан разложил на отмели огромный круизный лайнер Корса Конкордия, создав реальный риск всю эту нетронутую природу подзасрать нефтехимией.

Север Лацио не очень отличается от юга-запада Тосканы в плане плотности населения, а перед самой Чивитавеккьей дорога становится ещё проще: всего по одной полосе в каждую сторону. Впрочем, там остался небольшой отрезок – около 20 километров – и можно свернуть на автостраду А12, вокруг города и вперёд, на Рим (оплата автострады обойдётся в 4,2€). Ну а если продолжить ехать по SS1, то попадём в огромный порт – на подъездах к которому дорога с такими огромными ямами, каких я нигде в Италии прежде не видел (полагаю, раздолбано большим количеством грузовиков).

Чивитавеккья – современный морской порт Рима, ещё со средних веков (в античные времена порт был поближе: в Остии). Из этого есть два следствия: во-первых в городке есть небольшой средневековый центр, церкви и прочие памятники архитектуры (включая заметных размеров крепость, выстроенную для охраны порта); а во-вторых траффик между Римом и Ч. просто огромный, почти как на римской окружной. Более того, отсюда начинаются римские пригороды, прибрежные курорты и прочие загородные домики, народу уйма – соответственно заполнены и дороги. Если по магистрали до Рима можно доехать за час, то по Аурелии будете тянуться минимум два, а если в воскресенье вечером, когда все возвращаются домой в Рим, то непредсказуемо долго :)
Ещё нюанс по этому участку: выехав из Рима и попав на окружную, вам нужно взять курс на аэропорт Фьюмичино (эти магистрали бесплатны), но важно не пропустить поворот на дорогу местного значения на Фреджене и Чивитавеккью (указатели на синем фоне). Повернув на магистраль А12 на Чивитавеккью (указатель на зелёном фоне) вы без всяких КП попадаете на платную магистраль, цена до первого выезда – 1€ (до конца магистрали за Чивитавеккьей – 4,2€)

Рим – вечный город, писать про него тоже можно вечно, не буду даже начинать; разве чуть-чуть про автомобильные впечатления.
Темп жизни здесь заметно выше, чем в нашей деревне, соответственно выше скорости передвижения на дорогах. Накладывается итальянская специфика: горячая южная кровь и огромное количество мотороллеров (которыми из-за мягкого климата можно пользоваться практически круглый год). Плюс добавьте специфику типично римскую: уйма архитектурных памятников, накопившихся ещё с античных времён, которые мешают построить современную транспортную инфраструктуру (строительство третьей ветки метро застопорилось, как только упёрлись в очередные развалины). В Риме ужасные пробки и крайне низкая средняя скорость передвижения по земле: иногда быстрее дойти пешком, чем ехать автобусом. Всё это приводит к тому, что дорожное движение здесь весьма напряжённое, и к некоторым правилам здесь относятся, гхм, творчески. Парковка машины на местах для велосипедов? а то и просто на тротуаре? – иногда и вторым рядом на улице, всяко бывает. Ограничение скорости как везде, 50 км/ч, но местными трактуется вольно: по широкому проспекту едут 70-80, причём все – включая автобусы, а отдельные гонщики обгоняют всё это. Больше всего впечатлила внутренняя хордовая магистраль под роскошным собирательным названием “извилины” (circovollazione) – отделённая путепроводами от остального города дорога, по две полосы в каждую сторону; так вот там такая интенсивность траффика, что дабы попасть в поток, стартовать с прилегающей дороги надо на все деньги, выжимая из машины секунды разгона до 100 км/ч (формально скорость там ограничена 70, ха-ха)
При этом движение в городе удивительно доброжелательное, ни разу за две недели не столкнулся с действительно агрессивным поведением (посигналить друг другу – не считается, см. выше про местный темперамент ;)  И за две недели активного передвижения по городу видел всего одну аварию. При всей своей горячности местные водители понимают, что дорога – опасное место, потому лучше затормозить и потупить, чем куда-то влететь, не разобравшись.

Итого, если ехать быстро – автострадой A12 где она построена, и по дороге SS1 между Ливорно и Чивитавеккьей – можно доехать за 4 часа. Если не пользоваться автострадой и ехать всё время по SS1, то в дороге проведёте часов шесть, и это без учёта заезда в промежуточные городки. Я потратил на дорогу часов десять, но зато наметил интересные места, куда при случае будет интересно заехать ещё раз. С автострады вы всё равно ничего толком увидите: это же почти что прыжок через подпространство, только покамест не моментально :)

Tags: auto, italia, voyage
Subscribe

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments