krolyk (krolyk) wrote,
krolyk
krolyk

Categories:

Рассказываю

BS Похоже, очередная ступенька моей жизни подошла к концу, и после длительного затишья на горизонтали, надо опять карабкаться на следующий уровень. Времени остаётся мало, работы – много, кроме работы тоже придумано несколько занятий – не до интернетов. Но раз уж пообещал – слушайте. Пока только про аварию, вообще про поездку напишу позже (вот забавно: не далее чем вчера подруга расспрашивала про дороги в тех краях – ей бы отчёт о поездке пригодился бы).

Пятница вечер, забитый автомобилями немецкий автобан №8 на Мюнхен (по 3 полосы в каждом направлении), дорога вьётся между невысокими холмами в предгорьях Альп. На часах почти пять вечера, уже стемнело, сложный альпийский участок дороги уже за спиной; снегопад усиливается – лепит в лицо так, что видимость всего метров триста. Включаю противотуманки в дополнение к ближнему, руки на руле в “без десяти два”, левая нога на упор – надо лучше чувствовать машину, вовремя уловить малейшие сносы и скольжения и соответственно изменить режим движения. По всем трём полосам раскатана колея до асфальта, по сторонам от колеи лежит пару сантиметров свежего снега. Даже немецкая снегоуборочная техника не поспевает – с неба всё сыплет и сыплет.
Немецкие водители – едва ли не самые организованные в Европе – распределяются по рядам в зависимости от скорости движения: у кого летняя резина или кому страшно, те едут 50-60 в правой полосе, публика пошустрее –  на джипо-подобных или просто на зимней резине –  едет  80-100 по среднему ряду. По левому ряду то и дело проносятся полноприводные Ауди, БМВ, Мерседесы и прочие Порше на скоростях за 150: на немецком автобане исключительно опасно перестраиваться в левый ряд не посмотрев в зеркала, реально рискуете получить в зад две тонны металла на скорости на 100 км/ч больше вашей.
Пыж держится молодцом – или это его так зимняя резина держит? которую я полтора месяца катал при 20 градусах тепла – машина стабильно идёт 90-100 в таких условиях, никаких соскальзываний или пробуксовок, быстрее ехать натурально страшно – да и надо ли? За баранкой с 7 утра, час как пообедал-отдохнул – но некоторая усталость сказывается, скорость реакции уже не та, что утром. Естественно, никаких резких движений-манёвров, из ряда в ряд перестраиваюсь крайне осторожно, так как ехать через снег – пусть неглубокий, но всё же.

Нагоняю несколько машин в среднем ряду, смотрю в левое зеркало, убеждаюсь в отсутствии фар на горизонте. Продолжаю нагонять по среднему ряду, проверяю ещё раз левое зеркало – за 2-3 секунды картинка на дороге должна сместиться; всегда так делаю чтобы не проморгать машину в “мёртвой зоне” зеркал или летящую из-под горизонта. Осторожно-осторожно, чуть убрав газ, по снегу переползаю в левый ряд, для всех манёвров оставляю запас расстояния до соседних машин раза в 2-3 больше, чем обычно – с такой погодой лучше перебдеть. Левый ряд, под колёсами асфальт, можно добавить газу: на спидометре около сотни. С небольшим превышением скорости – всего 10-20 км/ч – начинаю медленно обходить машины в среднем ряду. Будете смеяться, но факт: завели с женой разговор о том, какие организованные немецкие водители, как они чётко держатся по правым рядам, если не могут ехать быстро, и никогда не мешают их обгонять (полную противоположность чему мы наблюдали не далее четырёх часов назад в Италии). Пыж продолжает медленно опережать машины из среднего ряда: одна, вторая, третяя… Тут джип из среднего ряда без всяких намёков и сигналов, вероломно и без объявления, ломится в левый ряд. И хрен бы с ним, мне не жалко – но его задний бампер находится примерно на уровне моего переднего крыла.

Дальнейшее происходит в течении примерно трёхсот миллисекунд, хотя описание займёт несколько строк. Тормоз – только не в пол, под колёсами снег и скользко – давлю резко, но без фанатизма. Надо бы посигналить, но руки в “2 и 10”, не дотягиваюсь – и они нужны сейчас именно там; успеваю только подумать русское бессмертное. Почти сразу удар в правое крыло, машину бросает влево. Кручу рулём, чтобы выровнять машину, отпускаю и заново давлю тормоз – теперь-то под колёсами точно снег, тормозить надо осторожно. Под небольшим углом машина сталкивается с отбойником, который в этом месте всего в метре от края левой полосы. Второй удар в левое крыло, опять выравниваю машину, продолжаю тормозить вдоль левой стороны левого ряда.
Ситуация стабилизирована, скорости ещё 50-60 км/ч, машина по прямой гасит скорость, включаю аварийку – надо дать сигнал едущим сзади, по европейским ПДД аварийкой нужно сопровождать любое резкое торможение на магистралях. Только теперь хватает времени посмотреть вперёд: там джип, получивший боковой удар в задний бампер, крутится юлой вокруг своей вертикальной оси, бьётся мордой в отбойник и продолжает крутиться дальше. Пыж останавливается, джип останавливается метров на 50 дальше, развернувшись почти полный оборот, справа от меня протискивается БМВ-драйер-вагон – ему не хватило всего четырёх метров, чтобы остановиться за мною, хорошо, что успел уйти вправо.
Встали. Перебросились с Леной парой слов на великом и могучем не поддающемся переводу. Живы, здоровы, машина вроде цела, двигатель работает, аварийка мигает. Сильного удара передом не было, подушки не постреляли, преднатяжители ремней не сработали, даже наш навигатор не вывалился из магнитного крепления (откуда его легко снять руками). Справа и сзади нас останавливаются другие машины, мигая аварийными огнями. Мы стоим в левой полосе автобана, где при минимальной видимости носятся за 150 местные гонзалесы… Потому-то по немецким ПДД категорически запрещено останавливаться на автобане при любых условиях. Машина на ходу? быстро валите на обочину, от греха подальше.

Первым среагировал джип. Я ещё находился в состоянии оху прострации, как он довернулся в сторону движения и моргая аварийкой направился к обочине. Тут и я вспомнил про немецкие правила и направился туда же, поставил машину перед джипом – хватит с меня приключений, пусть ему в зад прилетают, он тяжёлый – и открыл дверь. Дверь открылась только наполовину, дальше во что-то упёрлась; вылез из-за баранки, глянул на Пыжа: весь левый борт ободран об отбойник. Достал с заднего сиденья куртку, оделся, пошёл к джипу; откуда как раз вышел седовласый рослый дедуган лет 60 и его спутница помоложе. Извиняюсь, что не говорю по-немецки, переспрашиваю понимает ли он английский – повезло, но по-английски он говорил достаточно хорошо. Переспрашивает у меня, что же случилось? Стараюсь не вдаваться в эмоции, сухо сообщаю что он перестроился прямо передо мной и задним бампером своей машины ударил мою – отчего его машину закрутило волчком с тем результатом, который мы и можем наблюдать. Спрашиваю у него, что надо делать дальше – получаю предложение ехать дальше (медленно!) и съехать с автобана на бензоколонку, стоянку или выезд, и там уже остановиться и разбираться дальше.
Осматриваем машины, убеждаемся что они обе на ходу, отмечаю что вмятина в моём правом крыле от удара ровнёхонько справа – перестроился дед, блин, чётко. Садимся по коням и медленно – 50-60 км/ч – ползём вперёд. Доезжаем до выезда, съезжаем с автобана, осмотрелись на перекрёстке – слева виднеется бензоколонка – направляемся туда.

Впрочем, дальше не очень интересно. Осмотрели машины, в помещении кафе на АЗС обсудили случившееся, дед предложил заполнить бумаги по случившемуся ДТП – у них такие имеются в качестве приложения к страховым полисам. Если повреждены только машины – заполнили бумаги, подписали, отправили каждый в свою страховую – а там дальше страховщики разбираются, кто виноват и кто кому должен. Звоню в свою страховую, уточняю у них какие данные второго участника нужны и какие ещё бумаги нужно получить на месте; просят вызвать местную дорожную полицию и забрать все бумаги, которые они дадут после оформления ДТП. Объясняю ситуацию деду, прошу вызвать полицию – я-то по-немецки знаю только “хенде хох”. “Надо – значит надо”, говорит дед, звонит, объясняет что случилось и где мы находимся.

Ехавшая с дедом дама (жена?) безусловно шокирована, но весьма рада, что всё так удачно обошлось. По-английски она говорит похуже, но очень уж хочется выговориться; рассказывает нам как она ехала, прижав к лицу какую-то там медицинскую штуковину – ей врач прописал – как вдруг машину крутит, потом удар, потом всё остановилось… И первое о чём она спросила было: “как там наши собаки?” (В багажнике джипа ехала пара небольших собак – подозреваю, у них тоже был неслабый перепуг) “Представьте, какая глупость, а? Собаки! Там за нами дочери ехали…” Дочки ехали следом на Ауди, они тоже останавливались с нами на автобане и на бензоколонке, вот у девчонок была натурально истерика со слезами. Более того, одна из них снимала видео на иФончик: как красиво сыплет снег, и как он блестит в свете фар – у тут вдруг машину с родителями убирается в отбойник – дальше крики, взмахи руками и мельтешение в кадре.

Полицейский приехал через десять минут, поворчал что мы не встречали его не въезде и ему пришлось ждать, пока мы выйдем на улицу; и вообще какого хрена вызывать на такое мелкое ДТП, если можете сами разобраться? Там работы навалом – снегопад, автобан в направлении из Мюнхена уже встал, да и вообще в такую погоду много чего может случиться. Вы удивитесь, но полицейский тоже говорил по-английски. Просмотрел все мои документы, и на обороте какой-то бумаги – без всякого бланка – начал записывать данные участников и объяснения о произошедшем. Когда место на листе закончилось, он перевернул его на 90 градусов и начал дописывать поперёк в свободные места. Дед сказал, что со слов полицейского, никаких бумаг на месте он нам не даст. Закончив записи, обер-комиссар обошёл машины, осмотрел повреждения (кстати, джип ударился в отбойник своей правой фарой), уточнил ударялась ли машина в отбойник, расспросил про точное место ДТП. Выдал нам по своей визитке, за отчётом о происшествии сказал обращаться по факсу или е-мейлу (!!) За сим распрощался и минут через 15 отбыл.
Мы ещё минут 10 обменивались данными друг друга, страховые, номера полисов, и прочая-прочая, дед рассказал, что меня совсем не видел (вполне может быть: на момент его перестроения моя машина была в “мёртвой зоне” его зеркал – вот почему я смотрю по зеркалам дважды) и долго извинялся – на чём и расстались. Каждый уехал своей дорогой, потеря времени на выходе составила меньше часа.

 

Конечно, нам не повезло попасть в ДТП – но после этого факта все обстоятельства чудесным образом складывались в нашу пользу. Машина повреждена только косметически – ободрана-помята спереди вокруг и слева вдоль борта – но все системы не повреждены и работают. Фары светят – можно продолжать ехать в темноте. Стёкла целы – в салоне тепло и комфортно. Удара по колёсам не было – ходовая в нормальном состоянии, можно было продолжать поездку на крейсерской скорости, а не плестись 40 км/ч на аварийке в правом ряду.
В тот день мы проехали ещё 400 км до Праги, снегопад продолжался 300 км до самого Пелзня – и на немецкой территории мы не видели ни одной аварии. После чешской границы на отрезке до Пелзня в нашем направлении было 3 ДТП – все по одному сценарию: машину крутнуло, поймал бортом отбойник, развёрнут против движения – и штук 5 во встречном направлении. Мне всё хотелось подумать про себя, какой я молодец и по такой погоде доехал, не побив машину, но…
В Праге были в 10 вечера, уставшие и истощённые стрессом сходили в ближайший кабак, бахнули по пиву без закуски – и домой, в кроватку.


Анализируя отложившееся в памяти, в первую очередь вспоминаю о том, что в подобных ситуациях человек склонен запоминать очень мало: считается, что в критической ситуации мозг фокусируется на функциях более важных для выживания хозяина – как, например, принятие решений и координация движений – и по остаточному принципу расходует ресурсы на запоминание (потому очевидцы катастроф часто имеют отрывочные описания о произошедшем). Так, не помню, срабатывал ли АБС – впрочем, торможением активно управлял я сам, мог и не заметить. Естественно, не обратил внимание, сработала ли система стабилизации – смотреть на жёлтую лампочку на панели приборов было некогда; текстового сообщения о срабатывании, которое возникает при длительном скольжении и сопровождается писком – точно не было. Точно помню, что по тормозам не бил настолько, чтобы brake-assist включал аварийку – включал вручную. Насколько велика заслуга машины в том, что я всё время управлял ситуацией – и на сколько велик вклад водителя – вопрос непростой.
Но если кто у меня спрашивал “а зачем руль постоянно держать двумя руками?” – так вот за этим. Чтобы в любой момент, когда случиться что-нибудь непредсказуемое, иметь возможность точно контролировать автомобиль.

Объясню, почему крайне важно удерживать автомобиль по ходу движения. Очевидно, что в силу конструкции автомобиля, эффективно тормозить он может только пока колёса катятся – т.е. автомобиль движется вперёд или около того. Как только автомобиль начинает скользить, водитель теряет возможность управлять процессом – все в салоне становятся пассажирами. Всё равно, скользит машина линейно (прямо или боком) или крутится волчком – теперь ваша судьба определяется только внешними факторами.
Так, в моей ситуации, удар по тормозам в пол плюс удар джипа справа привёл бы к срыву зада машины в скольжение, дальше мордой в отбойник, и волчком за джипом. Бимер реально мог приехать мне в водительскую дверь – тогда бы писать эти строки было бы некому.

Второе, не менее важное. Конструкция безопасности современных машин рассчитана в первую очередь на поглощение продольного удара. Посмотрите результаты тестов по безопасности: боковой удар даже на скорости в 30 км/ч может привести к смертельным последствиям. Грубо говоря, сравните сколько железа отделяет водителя от переднего бампера – оно будет демпфировать удар передом автомобиля – и сколько железа в двери? Потеряли управление и автомобиль улетел боком или волчком на трассе? Натурально, рулетка со смертью: поймаете боком столб или дерево – велика вероятность похорон. Вас догоняет машина сзади? Пусть лучше удар будет в зад автомобиля, чем в тонкую дверь.

По итогам я, конечно, доволен, что контролировал ситуацию и максимально уменьшил последствия такой неожиданности на дороге. Ну и что нам повезло в десятках мелочей, см. выше подробности.
Впереди ещё разбрки со страховой, ремонт машины…

PS Ездить по Киеву с обоими битыми передними крыльями – одно удовольствие. Все дерзкие и ч0ткие водилы не лезут на рожон и не пытаются меня подрезать или выдавить из полосы: понимают, что мне терять нечего и я могу ввалить им в бок ничем особо не рискуя :)

Tags: 206, auto, deutschland, voyage
Subscribe

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Бабье лето в Умбрии

    Думал назвать эту запись “как я провёл выходной день”, как школьное сочинение – но решил, что такой заголовок неудобно будет потом использовать при…

  • Зелёное море тосканских холмов

    Дошли руки обработать фотографии и склеить панорамы (которых в этот раз будет много; всего внутри 12МБ фото) и написать пару слов о нашей поездке на…

  • Увидеть Италию за неделю

    По просьбе своих друзей решил составить эдакое руководство по подготовке первой поездки в Италию. Ниже предлагается моя задумка для недельной…